Доступная среда образовательной организации

Обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями 

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

В соответствии с федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

В соответствии с Законом об образовании (ФЗ №273-ФЗ от 29,12,2012) в образовательных организациях осуществляющих начальное общее, основное общее и среднее общее образование (школах) обеспечивается доступность образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования:

  • обучение совместно с другими обучающимися
  • обучение в отдельном классе обычной школы,
  • индивидуальное обучение на дому (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий).

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому в школе по месту жительства и зачисление детей в средние общеобразовательные школы осуществляется по медицинским показаниям в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ИПР) по заключению педиатрического бюро медико-социальной экспертизы (для детей-инвалидов) или по заключению клинико-экспертной комиссии медицинских учреждений системы здравоохранения. Обучающие выводятся на индивидуальное обучение на дому в соответствии с перечнем заболеваний, указанных в письме Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения от 8/28 июля 1980 года № 281-М/17-13-186.

Родители могут выбрать и обучение в форме семейного образования.

Названные в статье 10 Закона РФ «Об образовании» очно-заочная (вечерняя), заочная форма получения образования, экстернат, с использованием дистанционных образовательных технологий, самообразование вряд ли могут рассматриваться как подходящие для получения общего образования детей с особенностями развития, для которых задача социализации выходит на первый план.

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Материально-технические условия  нашего образовательного учреждения обеспечивают соблюдение:

  • санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.);
  • возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения;
  • санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
  • социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, обучающегося в данном учреждении (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребенка, и т.д.);
  • пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

В школе созданы комфортные условия для предоставления услуг:

наличие кнопки вызова сотрудника на входе в здание школы;

ступени крыльца размечены желтой краской;

оборудование входа в школу пантусом;

установлены информационные таблички, мнемосхема расположения основных помещений школы, санитарных узлов;

транспортная доступность (до образовательной организации возможно доехать на транспорте);

наличие комфортных зон отдыха (ожидания);

понятность навигации внутри образовательной организации;

доступность записи на получение услуги:

  • по телефону: 8(86142) 2-51-68  (приемная ОУ)
  • на официальном сайте ОУ: https://school14-kor.ru/
  • по электронной почте: school14@kor.kubannet.ru
  • при личном посещении ОУ наличие альтернативной версии сайта для инвалидов по зрению

По вопросам обеспечения доступности здания и помещений МОБУ СОШ 14 им.генерала М.П. Бабича МО Кореновский район, получаемых услуг, а также при наличии замечаний и предложений по этим вопросам, можно обращаться к директору МОБУ СОШ 14 им.генерала М.П. Бабича МО Кореновский район Канюке Наталии Николаевне и социальному педагогу Белецкой Ольге Александровне.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В зданиях учреждения имеются медицинский кабинет, который находится на втором этаже здания (кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет). Кабинеты полностью оснащены медицинским оборудованием и инструментом. Медицинское обслуживание обучающихся, обучающихся инвалидов и лицами с ОВЗ организовано ГБУЗ «Кореновская ЦРБ» МЗ КК.

К охране здоровья обучающихся также относятся следующие мероприятия:

• оказание первой медико-санитарной помощи;
• определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и
продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
• ведется пропаганда здорового образа жизни;
• созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью
профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся;
• созданы условия по обеспечению безопасности обучающихся во время
пребывания в общеобразовательном учреждении;
• ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с
обучающимися во время пребывания в учреждении;
• все кабинеты оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для
организации безопасного процесса обучения;
• в учреждении осуществляется контроль доступа в учреждение, имеется
тревожная кнопка.

Все педагогические работники школы прошли курсы повышения квалификации по  программе "Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями в процессе реализации ФГОС" и по программе "Первая помощь".

Нормативные правовые акты

Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года

Федеральный закон от 3 мая 2012 года №46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"

Федеральный закон от 1 декабря 2014 года №419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Ратификацией Конвенции"

Закон РФ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 (ред от 07.03.2017)

Постановление Правительства от 17 июня 2015 г. РФ 599 о порядке и сроках разработки мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг